Веб-ИРБИС 64 ПЛЮС (Веб-ИРБИС64+)
Для работы Веб-ИРБИС включите поддержку JavaScript в браузере!
Версия сайта для слабовидящих
Главная
Виртуальная выставка
Формуляр читателя
Выход
Электронная библиотека
Уважаемые читатели!
Издания из электронного каталога вы можете предварительно заказать
в Центральной библиотеке по телефону 8(39191) 2-77-44.
Читатель
Гость
Авторизация
Закладки
Укажите новый пароль:
Повторите пароль:
Виртуальные выставки
С тобою, Енисей, мы связаны судьбой . . .
Вновь побывал на Енисее.
А что такое Енисей?
Кому-то рифма для Расеи,
Кому-то совесть жизни всей.
Его стихия грозовая,
Стремление могучих вод
Кому-то баржа грузовая,
Кому-то белый теплоход.
Бывает он в штормах неистов,
Но иногда смиряет нрав.
Кому-то невод серебристый,
Кому-то спиннинг для забав.
Народом он любим недаром,
Он людям все отдать готов
Кому-то берег для загара,
Кому-то берег для трудов.
Суровый, нежный, зимний, летний,
Природы вечная купель,
Кому-то он приют последний,
Кому-то жизни колыбель.
…Вновь побывал на Енисее.
А что такое Енисей?
Кому-то рифма для Расеи,
А нам он – совесть жизни всей.
В. Е. Кравец
О выставке:
Енисей — одна из величайших рек страны — входит в десятку крупнейших рек мира по площади водного бассейна, занимает важное место в жизни всей Сибири. Учитывая значимость реки Енисей для регионов Сибирского федерального округа, с целью привлечения внимания общественности и бизнеса к проблемам реки и пропаганды экологических знаний Красноярским отделением Русского географического общества предложено учредить специальную дату, посвященную этой великой реке. Так был утвержден новый экологический праздник для Красноярского края и Хакасии «День Енисея», который направлен на защиту окружающей среды, сохранению флоры и фауны великой сибирской реки. Эта новая значимая дата в календаре - «День Енисея», проводится ежегодно в последнюю субботу сентября. Впервые праздник отмечался в 2012 году. Экологический проект «День Енисея» поддержал Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Выступая на заседании попечительского совета Русского географического общества, он выразил надежду, что этот региональный экологический праздник «станет примером и для других территорий России, положит начало хорошей, крепкой традиции». День Енисея позволит привлечь внимание всех жителей огромного Красноярского края к проблемам реки, его значимости для региона и для России в целом, к его красоте и важности сохранения для потомков. «День Енисея» широко отмечается в регионах Красноярского края, включает в себя много интересных эколого-просветительских мероприятий. Центральная библиотека города Дудинки к этому знаменательному дню подготовила виртуальную выставку литературы «С тобою, Енисей, мы связаны судьбой…» Цель настоящей виртуальной выставки – представить книги по истории судоходства и Енисейского речного пароходства, издания по экологии Енисея, наиболее известные художественные произведения и произведения изобразительного искусства о Енисее, рассказать читателям о енисейских капитанах и путешественниках, о населенных пунктах, расположенных на берегах нашей реки. Ко всем этим книгам подходит высказывание нашего знаменитого земляка, красноярского писателя Виктора Петровича Астафьева: «Я нарочно ничего не пересказываю из этой книги, нарочно не цитирую ее – я просто хочу, чтоб каждый, кто ее берет в руки, прочел, и еще, и еще раз подивился тому, что порой незаметно свершается рядом с нами. Недаром же Енисеем, уже и обузданным гидростанциями, испорченным, испохабленным во многих местах, все еще приходят любоваться молодые люди, приезжие гости, да и города большей частью строят лицом к реке – так заказали строиться еще древляне, так велит нам природа смотреть ей в глаза и не только очаровываться ее дивными видами, но и стыдиться тем, что мы с этой природой сделали и делаем». Выставка состоит из пяти тематических разделов и содержит более 50 книг и электронных изданий из фонда Центральной библиотеки города Дудинки. Каждый из источников снабжен содержанием, аннотацией и иллюстрацией обложки. Дополнением к выставке стали стихотворения о реке, фотографии, репродукции картин с изображением Енисея. В целом выставка призвана повышать уровень экологических и краеведческих знаний всех неравнодушных к сохранению природы людей, и рассчитана на массового читателя.
Разделы выставки:
Енисей – великая река России
Енисей - одна из крупнейших рек земного шара (занимает седьмое место по площади бассейна: 2580 тыс. км²), одна из наиболее полноводных рек Сибири. Истоками его являются Большой Енисей (Бий-Хем) и Малый Енисей (Ка-Хем). Енисей представляет собой естественную границу между Западной и Восточной Сибирью. Левобережьем реки заканчиваются великие западносибирские равнины, а правобережье представляет царство горной тайги. Река течет почти по меридиану на север в пределах Красноярского края и впадает в Енисейский залив Карского моря. Длина Енисея составляет 3 478 км, а по площади водного бассейна – 2 640 тысяч километров, Енисей занимает второе место (после Оби), а по величине стока - первое место среди рек России. Максимальный расход у Игарки достигает 154 000 кубометров в секунду. У реки свой сибирский норов, свой характер, ведь на ее пути к Карскому морю много преград, порогов и перекатов. Основные притоки Енисея: правые – Туба, Сыда, Сисим, Мана, Кан, Ангара, Подкаменная Тунгуска, Бахта, Нижняя Тунгуска, Курейка, Хантайка; левые – Хемчик, Кантегир, Абакан, Кеть, Кас, Сым, Елогуй, Турухан, Большая Хета. В бассейне Енисея насчитывается более 100 тыс. озер. На юго-западе Средне-Сибирского плоскогорья по правому берегу реки Енисей протянулся Енисейский кряж, средняя высота которого 700-900 м. Корни названия Енисея – в языках коренных жителей Сибири. Формы «Ендези», «Ензя-ям» идут от ненцев, по-ненецки – «широкая река», а «Еоанэси» (иначе «Иоанэси», «Ионессу», «Енасе») - от эвенков, по-эвенкийски – «большая вода», «река». На первой русской карте 1667 года нанесено «р. Енисе», а в XVIII веке стали произносить и писать «Енисей». Енисейская вода считается самой чистой и вкусной в России. Об этом издревле знали коренные народы, населявшие енисейские берега, в фольклорных произведениях которых, воды Енисея предстают «сладкими» и несущими жизнь и богатство. В бассейне Енисея расположены Саяно-Шушенский заповедник, заповедник «Столбы», Центральносибирский заповедник. Первозданная природа берегов Енисея и его притоков, красота сибирской тайги оставляют неизгладимое впечатление. Одинаково великолепен Енисей как в тихую, ясную погоду, так и в часы неистовых штормов, жарким сибирским летом, золотой погожей осенью и долгой морозной зимой. Но особенно прекрасен он весной, когда с неуемной силой освобождается от шестимесячного, а на Крайнем Севере и от восьмимесячного, ледового плена. На Енисее, как и на всех сибирских реках, текущих с юга на север, - в один и тот же день и час – большая разница в температуре воздуха. В последние дни апреля в Красноярске обычно уже начинается навигация, а в это время в Дудинке – 25 мороза. Только к концу мая начинается ледоход в Игарке, затем и в Дудинке. И лишь в самом конце июня река окончательно освобождается от ледяных оков на всем протяжении. Енисей всегда привлекал людей значительными рыбными богатствами. Рыбалка на Енисее - одна из главных причин, по которой люди со всего мира едут к нам в гости. Здесь обитают: хариус, щука, налим, язь, таймень, чир, пелядь, ряпушка, тугун, карась, окунь, самые ценные виды речных рыб – осетровые и лососевые – осетр, стерлядь, нельма, омуль, муксун, сиг и другие. Всего на Енисее встречается 46 видов и подвидов рыб. Однако в последнее время жителям края нечасто доводится отведать вкусной рыбы. Живой мир рек – самое уязвимое звено речной системы. Скудеют реки, сокращаются уловы. Причин такого положения много. Основной урон рекам и их рыбным богатствам наносит негативное вмешательство человека в результате его хозяйственной деятельности. Плотины загораживают рыбам пути их привычной миграции, губят рыбу в гидроагрегатах, меняют обычные условия температурного и ледового режима. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия загрязняют воду недостаточно очищенных сточных вод. При проектировании Красноярской ГЭС были допущены значительные экологические просчеты, вследствие чего возникли экологические проблемы. Ее строительство привело к затоплению 120000 гектаров сельскохозяйственных земель, затоплены были и прилегающие к ее территории селения. Вода в Енисее в районе Красноярска, Дивногорска и Саяногорска перестала замерзать. Это привело к изменению климата данной территории: воздух стал более влажным, зимы – теплее. Енисей – великая река, заслуживающая к себе особого внимания и бережного отношения. Загрязнение Енисея, с каждым годом приобретает катастрофический характер и грозит перерасти в экологическую катастрофу регионального масштаба. Чтобы наша могучая река не умирала из года в год, а наоборот становилась чище и сохранилась для наших потомков, в крае проводятся масштабные акции по очистке Енисея, добровольцы убирают с берегов реки тонны мусора. Так, в 2015 году в городе Дудинке проводился экологический марафон «Енисей-батюшка», в котором приняли участие представители предприятий и учреждений города, члены трудового отряда старшеклассников «Зеленый патруль», активные горожане. Они в течение лета и осени очищали берега Енисея и склоны впадающих в него ручьев и речек от металлолома и бытового мусора. В рамках этой общественно-полезной акции проходил также цикл мероприятий эколого-просветительского плана. Сегодня очень многое в деле защиты водных ресурсов Енисея зависит от каждого жителя Красноярского края, оттого насколько каждый из нас поймет, что загрязнение воды больно бьет по нашему собственному здоровью. И не только поймет, но и на деле станет бережливым хозяином природных богатств Енисея.
Путешествие по Енисею
Енисей - крупнейшая водная артерия Красноярского края, объединяющая его обширную территорию в единую систему. Река, как меридиан, пересекает весь край с юга на север, притягивая к себе города и села. Принято считать, что Енисей разделяет Сибирь на Западную и Восточную. На Енисее расположены города Кызыл, Саяногорск, Минусинск, Абакан, Дивногорск, Красноярск, Лесосибирск, Енисейск, Туруханск, Игарка, Дудинка. В Таймырском муниципальном районе кроме города Дудинки на Енисее расположены такие поселки, как: Левинские Пески, Потапово, Караул, Усть-Порт, Казанцево, Носок, Воронцово, в устье Енисейского залива расположен поселок Диксон. Енисей впадает в Енисейский залив Карского моря. Протяженность в границах Таймырского района составляет 550 км. Ширина долины Енисея у Дудинки и Усть-Порта до 150 км, русла 2500-5000 м; минимальные глубины всего нижнего Енисея колеблются от 5 до 8, 5 м. Ниже Дудинки преобладают глубины 20-25 м. После впадения в Енисей реки Дудинки его ширина достигает 6-7 км. За поселком Потапово полноводный Енисей течет плавно и широко, речные протоки огибают тальниковые острова Большой Лузинский, Малый Лузинский, Ситковские, Грибановский. За устьевой створ принят створ мыса Сопочная Карга. Ниже поселка Усть-Порт начинается собственно дельта Енисея. Бреховскими островами русло Енисея делится на множество проток, из которых выделяются 4 основных рукава: Охотский Енисей, Каменный Енисей, Большой Енисей и Малый Енисей; общая ширина русла здесь 50 км. Ниже Енисей течет в одном русле, в «горле». Енисей относится к типу рек смешанного питания с преобладанием снегового. Половодье на нижнем Енисее (Дудинка) начинается в середине мая – начале июня. Весенний ледоход сопровождается заторами. Устье Енисея богато рыбой: омуль, нельма, муксун, стерлядь, осетр, чир, сиг, таймень и др. Испокон века здесь селились люди и занимались рыбным промыслом. Случается, что из моря в устье Енисея заходит и белуха. По Енисею – от Красноярска до Дудинки и до Диксона – летом организовывались туристические рейсы на теплоходах. В 1958 году по Енисею от Красноярска до Дудинки прошел первый теплоход с туристами, а через два года туристский маршрут был продлен до Диксона. И сегодня современные комфортабельные трехпалубные теплоходы типа «Чкалов», «Матросов» в лучшую пору лета, когда в Арктике стоит полярный день, совершают рейсы от Красноярска до Дудинки и обратно.
История исследования и освоения реки Енисей
Не одной красотой дорог нам Енисей. С ним связаны многие страницы истории нашей Родины. Русские люди веками стремились к Северу, его просторам и неизведанным богатствам. Отважные землепроходцы, мореплаватели, преодолевая огромные расстояния и льды, испытывали нечеловеческие лишения и порою гибли. Все это происходило ради открытия новых земель, отыскания доступных судоходных торговых путей. Первооткрывателями речных дорог были охотники, торговые и промышленные люди, которые и дали первые, сначала устные, описания Енисея и его притоков. Первое дошедшее до нас русское известие о плавании промышленников по Енисею и морем до реки Пясины относится к 1610 году и связано с именем торгового человека с Северной Двины – Кондратия Курочкина. Он отмечал хорошие судоходные качества могучей реки и ее рыбные богатства. В июне он с товарищами спустился на кочах от «Новой Мангазеи» (Туруханского зимовья) вниз по Енисею. В устье реки они простояли пять недель из-за льдов, занесенных северным ветром из Карского моря, затем без труда вышли через Енисейский залив в море, повернули на восток, шли вдоль берега два дня и вошли в реку Пясида (Пясина), а «Пясида падает в море одним устьем». Курочкин сообщил, что Енисей доступен даже для больших судов: «большими кораблями из моря в Енисею пройти можно… А падет-де Енисей в морскую губу Студеного моря, которым ходят немцы из своих земель кораблями…» (Шанин В. Я. «Енисейская летопись», Красноярск, 2011, С. 52). Это сообщение очень встревожило сибирских воевод, и они добивались запрещения «морского хода» в Мангазею. Остров Диксон в то время уже был известен под названием «остров Долгий». Селились в стародавние времена по Таймырскому побережью русские охотники и рыбаки. Но царский указ 1619 года, запретил мореплавание из Печерского края в Обь и Енисей: московский царь опасался проникновения иноземцев в этот беззащитный и неконтролируемый край. Так, царский указ задержал развитие полуострова Таймыр на два с лишним столетия. Первые исследования реки провел в 1737 году участник Великой Северной экспедиции гидрограф Дмитрий Леонтьевич Овцын. Движение по рекам енисейского бассейна совершалось на легких лодках, плотах, баркасах, на крупных дощаниках-илимках. Енисей в течение трех столетий был единственным транспортным путем между севером и югом тогдашней Енисейской губернии. Первые паровые суда на Енисее появились во второй половине XIX века, с этого же времени стали более или менее регулярными грузовые рейсы морем на Енисей («Карские операции»). В 1863 г. по реке Енисей начали регулярное плавание пароходы «Енисей», мощностью шестьдесят лошадиных сил, (который был заложен 24 июня 1862 года в городе Енисейске и проработал на Енисее до 1907 года) и «Опыт», мощностью двадцать пять лошадиных сил. Пароход «Енисей» был построен механиком-самоучкой Худяковым, первым капитаном был Андрей Попов. В навигацию 1863 года пароход совершил несколько рейсов в низовья Енисея. Позже появились пароходы «Святитель Николай» и «Александр». Грузопассажирский колесный пароход «Святитель Николай», мощностью 160 лошадиных сил, построенный в 1886 году в Тюмени, в то время считался одним из самых быстрых на Енисее. И сегодня его можно увидеть на вечной стоянке (установлен в 1970 г.), на набережной Енисея в центре Красноярска в качестве судна-музея. Ленинградский поэт Леонид Иванович Хаустов, участник «Енисейских встреч» 1973 года, посвятил старому пароходу стихотворение: В былом – Хозяин этой шири, Забавно-старенький на вид, Колеса-локти растопырив «Святитель Николай» стоит На вечной он теперь стоянке, Колесный старый пароход. На нем не бьют, как прежде, склянки, Но времени тут слышен ход!.. В 1875 году на Енисее работало пять пароходов, за навигацию они успевали сделать по одному рейсу в низовья от Енисейска до Гольчихи. Выше Енисейска тогда пароходы не ходили, мешал Казачинский порог, одолеть его суда были не в состоянии. Особое внимание водным исследованиям в своих экспедициях 1860-х годов уделял известный исследователь Севера, геолог и географ Иннокентий Александрович Лопатин, работавший в бассейне Среднего и Нижнего Енисея. «Ему принадлежат первые данные о деятельности льда на Енисее, о переносе льдом мелких камней и даже валунов. Туруханской экспедицией И. А. Лопатина были начаты в 1867 году регулярные наблюдения за температурой воды Енисея у села Толстый Нос. Это первые многолетние наблюдения не только на территории Красноярского края, но и вообще в Сибири» (Корытный Л. М. «Реки Красноярского края», Красноярск, 1991, С. 14). И. А. Лопатиным была изготовлена первая лоцманская карта Енисея от Крестовских островов до Енисейска. Она была выполнена глазомерной съемкой русла реки в масштабе одна верста в одном дюйме. Это было единственное пособие судоводителям до конца XIX века. Позднее появились карты нижнего течения реки Енисей Б. А. Вилькицкого и среднего течения Енисея – Е. В. Близняка. В 1875 году шведский полярный исследователь Нильс Адольф Эрик Норденшельд, идя морем в устье Енисея, обратил внимание на глубоководную, хорошо защищенную от ветров гавань, лучшую, по его мнению, на всем северном берегу Азии. «Я надеюсь, - писал он, - что гавань эта, ныне пустынная, в короткое время превратится в сборное место для множества кораблей». Норденшельд назвал ее гаванью Диксона, в честь шведского капиталиста, финансировавшего северные экспедиции. Гавань Диксон стала часто посещаться судами, которые использовали ее для отстоя. В 1883 году пароход «Москва» (построен в 1878 г.) открыл сообщение между Красноярском и Минусинском. Сквозное движение по Енисею на всем его протяжении началось лишь с 1886 года, когда через Казачинский порог прошел первый пароход мощностью в 500 лошадиных сил «Дальман», впоследствии (в 1940 г.) названный именем Н. Г. Чернышевского. В 1890 году красноярские купцы Гадаловы, объединившись с купцом Е. Жернаковым, учреждают Сибирскую акционерную компанию срочного буксирно-пассажирского пароходства по рекам Енисею, Оби и Иртышу. К этому времени Гадаловы имели 8 пароходов и несколько барж. Пароходство давало ощутимую прибавку сибирской экономике. В 1893 году Российское правительство заключает с Англией торговый договор на поставку рельсов, для Сибирской железнодорожной магистрали, через Северный морской путь в Красноярск. Летом 1893 года из Шотландии вышел совместный русско-английский караван под командой опытного английского капитана Иосифа Виггинса. Караван, груженный железнодорожными рельсами, удачно преодолел Ледовитый океан, Карское море и, достигнув устья Енисея, бросил якоря в селении Гольчиха. Историческое значение экспедиции Виггинса заключается в том, что она первой проложила северный транспортный путь из Европы в Сибирь. В то время енисейское пароходство, несмотря на очевидные выгоды, развивалось чрезвычайно медленно. К 1913 году весь флот Енисейского бассейна состоял из 29 паровых судов. Два из них использовались на переправе, два находились в личном пользовании владельцев. В это время специальных пассажирских судов на Енисее не было, пассажиров возили на пароходах, которые одновременно буксировали баржи с грузом. Основным типом несамоходного судна на Енисее была баржа. Размеры барж составляли: в длину 14-30 сажен, ширину 1.4-6.7 сажени, а осадка с грузом – не более 10 четвертей. Грузоподъемность барж не превышала 40 000 пудов. В 1913 году в навигацию на Енисее было перевезено 145 тыс. тонн, при наличии самоходных судов 29 ед. мощностью 4990 лошадиных сил, несамоходных – 55 ед. грузоподъемностью 14000 тонн. В первые десятилетия ХХ века изучение Енисея проводили партии под руководством инженеров В. М. Родевича (Верхний Енисей) и Е. В. Близняка (Нижний Енисей). В 1919 году в устьях Оби и Енисея работала гидрографическая экспедиция под руководством К. Неупокоева. Экспедиции Академии наук (1928) под руководством А. И. Толмачева и Геологического комитета (1929) под руководством Н. Н. Урванцева уточнили очертания речной сети п-ова Таймыр. После Октябрьской социалистической революции 1917 года, начавшееся планомерное развитие Обь-Енисейского края требовало скорейшего освоения речной и морской трасс, существенно изменилась роль речного транспорта. Он становится важной составляющей единой транспортной системы страны. По численности Енисейский флот к 1920 году насчитывал два десятка пароходов, 50 барж и около 20 моторных и паровых катеров. Из года в год он пополнялся новыми судами. К 1926 году флот пароходства состоял из 34 паровых и моторных и 34 несамоходных судов. В 1931 году из состава Западно-Сибирского пароходства было выделено Енисейское пароходство. Новые, сильные, мужественные люди начали преобразовывать берега Енисея, возводить города, зажигать огни электростанций, создавать невиданный до этого на Енисее мощный речной флот. Особенно большие перемены в оснащении Енисейского пароходства новыми судами и техникой произошли в тридцатые годы XX века, когда было принято Постановление Правительства об улучшении работы водного транспорта. Речному транспорту поручается решение важнейших государственных задач. Так было на строительстве многочисленных электростанций в бассейнах Сибири, когда речной флот обеспечивал стройки необходимыми материалами, так было, когда на севере Красноярского края начали осваивать богатейшие месторождения цветных металлов, строили Норильский горно-металлургический комбинат, когда первые тонны сибирской нефти, добытые в Тюменской области, были вывезены в речных нефтеналивных судах. В период закладки и строительства Норильского горно-металлургического комбината (1935 г.) енисейские речники перевезли сотни тысяч тонн различных грузов. Грузопассажирский пароход «Спартак» (первоначальное название «Сокол», построен в городе Красноярске в 1902 году, мощностью 500 лошадиных сил, пассажировместимостью до 600 чел.) в 1935 году доставил в Дудинку первых строителей порта и комбината. Управление Енисейского речного пароходства "Пристань Дудинка" образовано 7 февраля 1931 г. Пристань Дудинка занималась в основном коммерческими операциями в порту Норильского комбината, учетом стояночного времени судов, арбитражными делами с грузополучателями, сдачей и приемкой документов и грузов получателям, пассажирскими перевозками. Грузооборот по речному направлению в конце 1950-х годов был в пределах 500 тыс. тонн, против 170 тыс. тонн по морю. Изыскания гидрологов и буровиков, связанные с планировкой и строительством Красноярской ГЭС начались еще в 1931 году. В 1948 году красноярский поэт Казимир Лисовский, мечтая о будущем Енисея и строительстве гидростанций писал: Будет день, берега раздвинув,У слияния с Ангарой Ты поднимешь гранит плотины Над студеной своей волной. Он придет, этот день, я знаю, Он зажжет огни кораблей. Ширь морская, река родная.Песня… Родина… Енисей. Работ, специально ориентированных на изучение реки в довоенное время было немного. Изыскательские партии в основном изучали русло Енисея и его главных притоков на предмет изучения условий для судоходства. Сеть регулярных наблюдений развивалась слабо и была сосредоточена в основном на Верхнем Енисее. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) речники Енисейского бассейна обеспечивали перевозки грузов для фронта. Начавшаяся война приостановила развитие флота. Часть пароходов Енисейского пароходства была переоборудована для ведения боевых действий. На них были установлены пушки и пулеметы. В основном эти суда работали в устье Енисея и Карском море («А. Сибиряков», «Дежнев»). В августе 1942 года в район Карского моря незаметно прошли немецкий тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» и несколько подводных лодок, которые ставили мины в западном секторе Арктики Северного морского пути, топили гражданские суда и обстреливали метеостанции. Были потоплены ледокольный пароход «Александр Сибиряков», грузовые пароходы Куйбышев», «Щорс», подорвался на мине пароход «Тбилиси». Открытым текстом радист «Александра Сибирякова» успел сообщить на Диксон о вражеском боевом корабле. 27 августа 1942 г. у берегов Диксона произошел неравный бой с фашистами, самый северный бой в истории Великой Отечественной войны, в котором принимали участие моряки-североморцы ледокольного парохода «Дежнев» (СКР-19) и береговой артиллерийской батареи под командованием лейтенанта Николая Михайловича Корнякова. Благодаря подвигу членов команды ледокольного парохода «Александр Сибиряков», ценой собственных жизней задержавших вражеский крейсер, а также моряков с кораблей СКР-19 («Дежнев»), «Революционер», «Кара» и береговой артиллерийской батареи, организовавших оборону Диксона, фашисты вынуждены были отступить, их операция «Вундерланд» («Страна чудес») была сорвана. В годы войны Север оставался основным поставщиком пушнины, оленины и рыбы. В условиях недостатка в питании, необходимость быстрейшего расширения рыбодобычи являлась одной из важнейших военно-хозяйственных задач. За 1942—1943 годы добыча рыбы резко возросла и достигла 46 тысяч центнеров... Это была существенная помощь в организации питания воинов и тружеников тыла. К концу 1943 г. добыча рыбы на Таймыре по сравнению с довоенным периодом возросла более чем в 3 раза, появилось более 20 предприятий рыбной промышленности. Красной нитью выделялось, что тыл от фронта неотделим, что фронт может быть крепким только тогда, когда его обеспечивает материально и поддерживает морально тыл. Красноярский поэт Казимир Леонидович Лисовский, совершающий в 1944 г. творческую поездку по Таймырскому округу, в поселке Хатанга написал стихотворение, в котором отразил это единство тыла и фронта: …Красной Армии рыбы надо, Много, много песцов ей надо Горностаев и росомах Если будут песец и рыба – Самолеты будут и ружья, Будут пули, будут машины, Будем скоро кончать войну… В послевоенные годы с помощью аэрофотосъемки были обновлены все карты бассейнов рек, речная сеть на них окончательно приняла истинные очертания. В 1950-х годах стали открываться посты наблюдений на северных притоках Енисея, а также значительно расширилась их сеть на юге. 23 сентября 1955 года было утверждено место возведения Красноярской гидроэлектростанции – Шумихинский створ. Этому предшествовали многолетние труды изыскателей и строителей, многие начинали здесь свои рабочие биографии с нулевого цикла и росли как специалисты. Шумихинский створ, где возведена гигантская плотина, четырнадцатый по счету из детально исследованных вариантов, а всего пробных вариантов было более сотни. Строительство Красноярской ГЭС осуществлялось с 1956 по 1972 годы по проекту Ленинградского отделения института «Гидроэнергопроект». 25 марта 1963 года на строительстве Красноярской ГЭС перекрыт Енисей. Первый блок Красноярской ГЭС был пущен 3 ноября 1967 года. С вводом станции в постоянную эксплуатацию в Красноярском крае и во всей Сибири началась новая жизнь. Индустриальная. Гигантские объемы вырабатываемой энергии Красноярской ГЭС стали основой для создания крупнейших производств черной и цветной металлургии, химической и деревообрабатывающей промышленности. Предприятия строили одно за другим, а вместе с ними динамично развивался регион. На Енисее возникло много новых причалов, созданы крупные механизированные порты в Красноярске, Игарке, Дудинке, Диксоне. В 1963 году в навигацию на Енисее перевезено 10159 тыс. тонн при наличии 380 самоходных и 417 – несамоходных, общей мощностью и грузоподъемностью 158295 лошадиных сил и 336804 тонн. Пассажирский флот Енисея являлся одним из лучших в бассейнах Сибири и Дальнего Востока, осуществлял перевозки пассажиров и туристов от верховьев Енисея в южных районах края до Диксона – на Севере. В 1953-54 годах построены пассажирские теплоходы «Александр Матросов», «Валерий Чкалов», вместимостью 343 человека, которые использовались по туристическому маршруту «Красноярск-Дудинка». Гордостью пассажирского флота был четырехпалубный теплоход «Антон Чехов», который совершал рейсы, в основном с иностранными туристами, по маршруту «Красноярск-Диксон». Он построен в Австрии в 1978 году и отличался высоким уровнем комфортабельности. Объем перевозок в 1970 году достиг 13049,9 тыс. тонн. Рабочее ядро флота состояло из 43 грузопассажирских и пассажирских судов, 139 грузовых самоходных, 26 нефтетанкеров, 240 буксиров и буксиров-толкачей, 26 служебно-вспомогательных судов. На Енисее десятками лет трудились целые династии речников. Численность работников пароходства достигла 7382 человека. По итогам работы (1965-1979 гг.), за успешное выполнение заданий по перевозке грузов и особенно для горно-металлургической и лесной промышленности, в феврале 1971 года Енисейское речное пароходство было награждено орденом Ленина. В 1973 году Пристань Дудинка преобразована в Таймырское районное управление с приписанными пристанями: Факел, Караул, Усть-Порт, Воронцово, Носок, Тухард, Пясино, Заря Таймыра, Снежногорск, Диксон. Начальником назначен А. Б. Денисов – первый штурман ледокола «Енисей». В 1989 году Енисейское речное пароходство достигло наивысших показателей в работе: перевозки составили 28206 тыс. тонн при наличии флота самоходного 553 ед. общей мощностью 385060 лошадиных сил и несамоходного – 465 ед. грузоподъемностью 957338 тонн. Енисейским речным пароходством в разное время руководили: Иван Михайлович Назаров (1939-1943, 1947-1970); С. Н. Железняк (1943-1947); Степан Иванович Фомин (1970-1984), Александр Афанасьевич Печеник (1984-1995), Иван Антонович Булава (1995-2003); Феликс Вячеславович Михайловский (2004-2006); Николай Петрович Молочков (2006-2009); Александр Борисович Иванов (2009-2014); Андрей Васильевич Яковлев (с 2014 г. по настоящее время).
Неутомимый труженик Енисей
Енисей – неутомимый труженик, важнейший водный путь Красноярского края. Куда бы вы ни попали в Красноярье: в город или тайгу, в поселок или небольшое зимовье – отовсюду к Енисею, его пристаням идут дороги, торные тропы. Особенно оживленно на реке летом. По голубой магистрали спешат караваны судов с лесом, машинами, хлебом, промышленными товарами, горючим, металлом, рыбой и другими богатствами Севера. На берегах великой реки, ее притоков проживает свыше половины населения края, на них размещены крупные промышленные города. Енисейская вода поит жителей Кызыла, Саянска, Минусинска, Красноярска, Енисейска, Игарки и других городов. Турбины Красноярской, Саяно-Шушенской, Майнской ГЭС работают благодаря енисейской воде. Регулярное судоходство ведется на протяжении 3 013 километров – от поселка Означенного до устья. Основные грузопотоки идут от Красноярска до Дудинки. Главные порты и пристани: Абакан, Красноярск, Стрелка, Лесосибирск, Туруханск, Игарка, Усть-Порт. Морские суда поднимаются до Игарки. Речной транспорт играет здесь основную роль, а во многих районах река служит единственным путем сообщения. Все основные перевозки грузов в районах Красноярского края, прилегающих к рекам Енисейского бассейна, производит Енисейское речное пароходство (как государственное предприятие было создано 5 февраля 1931 года на базе Западно-Сибирского пароходства, как акционерная компания – 14 апреля 1994 года). Пароходство является перевозчиком грузов всех типов (контейнеры, наливные грузы, ГСМ, круглый лес и пиломатериалы, насыпные грузы, тарно-штучные грузы, техника, особо опасные грузы) по Енисею и его притокам. Компания обладает всей необходимой инфраструктурой: самым мощным в Сибирском регионе речным флотом и собственными судоремонтными базами, системой филиалов. Пароходство выполняет важнейшие задачи по обеспечению перевозок одной из крупнейших в России компаний, специализирующихся на производстве цветных и драгоценных металлов Публичного акционерного общества «Горно-металлургическая компания «Норильский никель», предприятиям лесного комплекса, Эвенкии и Таймыра. Основная судоходная магистраль – река Енисей освоена на всем протяжении от Тувы до Карского моря, продолжительность навигации колеблется от 170-180 дней на юге и 125-135 дней на Севере. Накоплен большой опыт в перевозке грузов на притоках Енисея в течение всей навигации на реках Ангаре, Курейке, Хантайке, Хете. На Енисее и его судоходных притоках трудится многотысячный коллектив речников. Капитаны и штурманы, механики и электрики, рулевые и матросы, радисты и боцманы, судостроители и ремонтники, крановщики и портовые рабочие, путейцы и метеорологи – каждая профессия на реке уважаема. Только современный флот Енисейского речного пароходства и его высококвалифицированные специалисты способны обеспечить сохранные перевозки грузов в сложных условиях судоходства Енисея и его притоков, изобилующих каменистыми перекатами и порогами. От устья Енисея на расстояние около 700 км поднимаются вверх по реке морские суда. Здесь Енисейский флот работает на стыке с морским. Грузы переваливаются в морских портах Игарка и Дудинка с дальнейшей транспортировкой во все порты мира, а речные суда принимают грузы от моряков для строек Красноярского края и Центральной Сибири. Сегодня по Енисею плавают дизель-электроходы и большегрузные теплоходы, новейшие мощные буксиры-толкачи, танкеры, рефрижераторы, атомоходы, суда специального плавания «река-море». Разорвав туманы грудью, Засучив рукава по локоть, Он несет суда, как грузчик, На спине своей широкой. С. Кузнецова Навигация-2015 стала для Енисейского речного пароходства одной из самых успешных за последние десять лет. Объем перевозок составил 3,94 млн. тонн, что на 590 тыс. тонн больше запланированного. Для компании «Норильский никель» – основного собственника пароходства - было перевезено 2 млн. 331 тыс. тонн грузов. В планах на текущий год – перевозка порядка 3,9 млн. тонн различных грузов. Ежегодно пароходство выполняет все свои обязательства по программе Северного завоза. В настоящее время на всех производственных площадках Енисейского речного пароходства полным ходом идет ремонтная кампания. В нынешний межнавигационный период планируется отремонтировать 460 единиц рабочего ядра флота пароходства. Большое внимание уделяет пароходство развитию пассажирских перевозок.
Енисей в литературном и художественном творчестве
Великая сибирская река Енисей покоряла многих людей беспокойной ширью своих просторов, величавой красотой берегов, бурным ритмом могучего течения. Сколько волнующих, запоминающихся художественных произведений и произведений изобразительного искусства о реке, о ее природе создано поэтами, писателями и художниками! Кто из нас не знает коротких, предельно выразительных строк о великой сибирской реке Антона Павловича Чехова, который в мае 1890 года ехал через Красноярск на Сахалин: «…природа оригинальная, величавая и прекрасная начинается только с Енисея. Не в обиду будь сказано ревнивым почитателям Волги, в своей жизни я не видел реки великолепнее Енисея. Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица, зато Енисей могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость…Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега». Сквозь будни глухой провинции, будто приподняв завесу десятилетий, Чехов увидел жизнь, которая в наши дни освещает берега могучей реки: возведенные города, огни электростанций, мощный, невиданный дотоле на Енисее речной флот. О неповторимой красоте Енисея, о новой жизни на его берегах, о людях, покоряющих его богатырскую силу, написано много очерков, повестей, рассказов, стихов, сложено песен, былин, сказок и легенд, снято документальных и художественных фильмов… Во многих произведениях литературы Енисей выступает как символ загадочного края. Енисею посвящены лучшие произведения Виктора Астафьева, Георгия Кублицкого, Алексея Кожевникова. Нельзя не вспомнить сочные колоритные строки стихотворений наших земляков красноярцев Игнатия Рождественского, Казимира Лисовского, норильчанина Валерия Кравца, живописные полотна мастеров кисти Василия Сурикова, Тойво Ряннеля и многих других.
Печать/Сохранение результатов поиска
все найденные
отмеченные
кроме отмеченных
без сортировки
сортировка по заголовку
сортировка по году издания
сортировка по типу/виду документа
сортировка по дате поступления
полное описание
краткое описание
Показать список отмеченных документов
без сортировки
сортировка по заголовку
сортировка по году издания
сортировка по типу/виду документа
сортировка по дате поступления
Найдено в других библиотеках: